banner2020

20200303 covid 19 full

20200303 covid 19 full

01

banner2020

01

01

01

01

01

01

01

01

 

Виноградова Елена Михайловна

Оказание медико-социальной помощи беременным на современном этапе.

Здоровье населения является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны. В на стоящее время растет понимание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.

В современных условиях модернизации здравоохранения, направленной на повышение доступности и качества медико-социальной помощи, охрана материнства и детства, сохранение и укрепление здоровья населения в целом остаются стратегическими целями и приоритетными государственными задачами, обозначенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 10 мая 2005 г.

В условиях многолетнего реформирования и модернизации здравоохранения в России сохраняется устойчивое состояние депопуляции нации. С 1993 г. естественная убыль населения остается стабильной и составляет 0,7-0,9 млн. человек в год. Если в 1995 г. население Российской Федерации составило 148 376 тыс. человек, то в 2006 г. уже 142 753,5 тыс. человек. Несмотря на рост рождаемости за 10 месяцев 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 8%, население страны уменьшилось до 141 847,8 тыс. человек за этот же период. В то же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного периода в частности. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, заболеваемость новорожденных называются в числе приоритетных проблем здоровья, по которым общество несет наибольшие потери. Количество женщин, умерших от осложнений беременности и родов, превышает европейский уровень более чем в 2 раза.

Несмотря на усилия врачей акушеров-гинекологов и повышение качества медицинской помощи данному контингенту населения, уровень заболеваемости, осложнений беременности и родов растет (В.И. Кулаков, В.Н. Серов, Ю.И. Барашнев и др., 2000; О.В. Шарапова, 2000; Ю.Л. Шевченко, 2001; Т.Г. Захарова, Г.Н. Гончарова, Г.Н. Захаров, 2002; О.Г. Фролова, И.А. Ильичева, 2003; М.М. Шехтман, 2003; Е.Ф. Селезнева, 2007).

На фоне вышеуказанной проблемы особую роль в настоящее время приобретает внедрение мер по оказанию медико-социальной помощи беременным женщинам, способствующей улучшению положения как в сфере укрепления здоровья будущих матерей, так и в социальной сфере.

В данной ситуации особенно важно учитывать, что только взаимодействие всех социальных институтов, ориентированных на предотвращение неблагоприятных воздействий на беременную женщину, реализация профилактических программ, наряду с улучшением диагностики, лечения, использованием современных медицинских технологий способны решать стратегические задачи по улучшению качества жизни беременных.

В настоящее время, когда все большее значение придается приоритетам общечеловеческих ценностей, феномен «здоровье» становится неотделимым от понятия устойчивого развития общества, а социальная составляющая является одним из ведущих его компонентов. Снижение социально-экономических и социально-психологических возможностей общества приводит к уменьшению мотивации ведения здорового образа жизни и снижению ценности здоровья в сознании отдельных групп населения. Нарушение здоровья в сложной жизненной ситуации – своего рода социальный барьер, препятствующий свободному развитию индивидуума в обществе. Поэтому пожилые, безработные, малообеспеченные, дети из многодетных семей и др., хотя и не имеют статус инвалидов, однако нуждаются в помощи медико-социального характера.

Медико-социальная работа рассматривается учеными, как одно из направлений социальной работы и в то же время как важный компонент социальной медицины, имеющий выраженный прикладной характер

Медико-социальная работа по А.В. Мартыненко – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально- правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. И действительно, для оказания подобного вида услуг специалисту необходимо обладать знаниями и навыками многих областей знания: медицины, психологии, социологии, права и др.

Приводя данное определение, следует подчеркнуть, что «…медико-социальная работа имеет много общего с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности».

Объектом медико-социальной работы являются лица, имеющие выраженные как медицинские, так и социальные проблемы. Чаще всего это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся инвалиды, престарелые, больные социально значимыми и социально обусловленными заболеваниями и др. Причем тяжелые болезни порождают целый ряд социальных проблем, а трудная жизненная ситуация нередко приводит к социально обусловленным заболеваниям. И порой невозможно определить, что является причиной, а что следствием в страданиях человека в той ситуации, в которой он оказывается и попадает на консультацию к специалисту по социальной работе.

Указанному «порочному кругу» посвящено огромное количество работ. В 2004 г. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения провел Российскую научно-практическую конференцию «Медико-социальные проблемы социально обусловленных заболеваний». В работах ученых, изданных по итогам конференции, приводятся проблемы социального характера, возникающие у наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных, страдающих заболеваниями, передающимися половым путем, больных туберкулезом и т. д.

Если рассматривать социально значимые заболевания: болезни органов кровообращения, новообразования, травмы и другие, то становится очевидным, что эти группы заболеваний ведут к таким тяжелейшим социальным последствиям, как ухудшение материального положения, потеря трудоспособности, и являются первопричинами инвалидности и смертности как среди населения в целом, так и среди лиц трудоспособного возраста.

Ведя речь о социально-медицинских проблемах, нельзя обойти вниманием, появившееся в конце 90-х гг. и активно развивающееся в организации здравоохранения направление, посвященное изучению качества жизни. С помощью методик и технологий данного направления представляется возможным изучение качества жизни, связанного со здоровьем, как интегративной характеристики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больного человека, которая основана на его субъективном восприятии. Исследования качества жизни, связанного со здоровьем, также дают подтверждение прямой и обратной зависимости медицинской и социальной составляющей жизни человека. Поэтому целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Медико-социальная помощь – представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

В Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» в ст. 20 дается определение медико-социальной помощи, «…которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности» [Нормативные акты].

Таким образом, медико-социальная помощь является одним из направлений медико-социальной работы, а оказание медико-социальных услуг – одним из видов этой помощи. Мы разделяем точку зрения А.В. Мартыненко о том, что медико-социальную работу можно рассматривать как стратегию развития медико-социальной помощи населению в современных условиях. А инновационные технологии медико-социальной работы определяем как методы решения основных задач, стоящих как перед здравоохранением, так и перед социальной защитой.

Медико-социальные технологии профилактической направленности применяются для предупреждения социально зависимых состояний здоровья: социально значимых и особенно социально обусловленных заболеваний. Сюда относятся все профилактические технологии, применяемые в сферах здраво охранения, образования, социального обслуживания и в силовых структурах, для предупреждения нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях.

Медико-социальная помощь патогенетической направленности осуществляется с целью вмешательства в патогенетическую цепочку заболевания с целью ее разрыва. Такое вмешательство может быть в моменты любого этапа течения соматического, психического или инфекционного заболевания; освидетельствования больного с помощью медико-социальной экспертизы; при проведении реабилитационных мероприятий, в том числе при создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры. Нам представляется, что подобное деление полностью отражает официально принятое в здравоохранении деление профилактики на первичную и вторичную.

Рассматривая данную проблему относительно беременных женщин на современном этапе можем отметить, что в настоящее время разработана система государственных мер, призванных обеспечивать охрану их здоровья и социального положения.

Государственная поддержка беременных осуществляется с помощью федерального и местного семейного законодательства, государственных целевых программ, системы государственных институтов. Косвенно поддержка беременных женщин осуществляется при выполнении иных нормативных актов, регулирующих иные или общие сферы общественной жизни, но также затрагивающих интересы женщины (ГК РФ, КЗоТ и т.д.).

Изучая «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. можем выделить следующие положения:

  • Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
  • Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
  • Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
  • Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Несколько лет назад была разработана на государственном уровне программа «Безопасное материнство».

Целью федеральной целевой программы “Безопасное материнство” на 1998-2000 годы (далее именуется – Программа) является создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения материнской заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности, повышения качества здоровья новорожденных.

Программа предусматривала решение следующих задач:

  • совершенствование нормативно-правовой базы охраны материнства и детства;
  • улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, порядка оценки их знаний и допуска к работе;
  • совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам. Внедрение системы мер, направленных на поддержку грудного вскармливания;
  • проведение специальных научных исследований в области акушерства и перинатологии;
  • разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, грудного вскармливания, рождения и воспитания здорового ребенка, здорового образа жизни;
  • укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений.

Служба охраны материнства и детства, представлена развитой сетью детских и родовспомогательных стационарных и амбулаторно – поликлинических учреждений, санаториев, домов ребенка, научно – исследовательских центров и медицинских вузов с педиатрическими факультетами, которые сосредоточены на ключевых направлениях, обеспечивающих решение задач по рождению здоровых детей, предупреждение детской инвалидности, снижение младенческой, детской и материнской смертности, заболеваемости среди женского и детского населения, на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства.

В соответствии с “Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей.

Совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации утверждена “Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан”, где закреплены права семьи на уход не только за заболевшими, но и в определенных случаях за здоровыми детьми, детьми – инвалидами. Установлен порядок предоставления женщинам отпуска в связи с беременностью и родами и при усыновлении новорожденного ребенка. Разработаны и утверждены приказами Минздравмедпрома РФ инструкции об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям, о медицинской стерилизации, искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.

Территориям направлены рекомендации по организации обеспечения беременных и кормящих женщин продуктами питания и витаминными препаратами.

В целях реализации прав беременных женщин на безопасные условия работы совместно с Госсанэпиднадзором РФ утверждены гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных.

Так, государство предоставляет гарантии и льготы женщинам в связи с материнством. Например, ограничивают возможности работодателя в привлечении таких женщин к работе в ночное время, к работам в выходные и праздничные дни и направлении их в служебные командировки; предоставляются дополнительные отпуска, устанавливаются льготные режимы труда. Имеются и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами.

В частности, статья 96 Трудового Кодекса гласит: привлечение к работе в ночное время и сверхурочным работам беременные женщины не допускаются. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, привлекаются к работе в ночное время и сверхурочным работам только с их письменного согласия, и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Администрация обязана сообщать ей причины отказа в приеме на работу в письменной форме.

Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также одиноких матерей, при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации (ст. 261 Трудового Кодекса).

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы (ст.254). Если перевести с сухого языка закона на общедоступный, сия статья гласит: за беременной женщиной, которая по поводу медицинского наблюдения за течением беременности должна проходить обследование в стационарных условиях (или в поликлинике) с отлучением от работы (т.к. врачи работают в тоже время что и вы), ее заработная плата сохраняется.

Таким образом, профилактическая направленность социально-медицинской работы по А.В. Мартыненко – это участие в мероприятиях по первичной профилактике, а патогенетическое направление – участие в мероприятиях по вторичной профилактике болезней. Таким образом, занимаясь социально- медицинской работой, социальные работники принимают активное участие в профилактическом направлении здравоохранения.

Обозначая место медико-социальной помощи среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль специалиста по медико-социальной работе в разрешении комплекса проблем, возникающих особенно у беременных женщин, и требующего соучастия специалистов смежных профессий – врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная помощь использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.