Статья о "Родильном доме №1" в газете "Магнитогорский Металл" от 16.04.2013г.
Год назад бюджетные организации получили возможность стать более самостоятельными. Однако, разрешая им зарабатывать и распоряжаться средствами по своему усмотрению, государство сняло с себя ответственность за возможные риски.
В Магнитогорске на реформу решилось лишь одно медицинское учреждение - родильный дом № 1. О том, к каким результатам она привела, "ММ" рассказал главный врач роддома № 1, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Сергей Богданов.
- Сергей Викторович, вы поддержали инициативу государства, которая много обсуждалась, в том числе как сомнительная и даже опасная. Считаете, что все-таки реформа назрела?
- В России слишком велико количество бюджетных учреждений. Полностью их содержать тяжело. К тому же, система государственных и муниципальных учреждений сформирована давно, рыночные принципы в ней не работают, так как нет стимулов к оптимизации и эффективному расходованию бюджетных средств. Действительно, давно назрели изменения в правовом положении бюджетных организаций. Нам предложили выбор: остаться бюджетным или стать автономным учреждением. Мы выбрали второе.
- Роддом № 1 - старейшее учреждение города, существующее с 1936 года, и всегда оно было муниципальным. Трудно, наверное, было принять решение об изменении организационно-правового статуса?
- Сначала, конечно, взвесили свои возможности. Понимали, что предстоит быть первопроходцами, поскольку такого опыта не было ни в городе, ни в области. Экономической основой автономности в нашем случае стало наличие платных видов услуг, не являющихся обязательными для родовспоможения. Наличие внебюджетного дохода позволило подумать об изменении правового положения: далеко не каждое медицинское учреждение может быть автономным - если бюджет невелик, это невыгодно. Все взвесили, обсудили идею сначала с главой города, потом в правительстве региона.
- Наличие наблюдательного совета - обязательный элемент структуры автономного учреждения?
- Да, это один из принципиальных моментов. В наблюдательный совет входят заместители главы города по социальным и экономическим вопросам, начальник управления здравоохранения, председатель комитета по управлению имуществом и представитель коллектива, как и положено по закону об автономных учреждениях. Совет контролирует нашу деятельность, в том числе финансовую, мы ему подотчетны и основные вопросы решаем коллегиально.
- Какие преимущества дал новый статус, если оглянуться на уже проделанную работу?
- Прежде всего, это касается особенностей финансирования. У нас больше нет жесткого деления на статьи расходов. Можем гибко и оперативно управлять финансами. Источников финансирования несколько: ФОМС, ДМС, платные услуги, включая родовые сертификаты. В зависимости от того, какую оперативную задачу в данный момент решаем, направляем средства на оборудование, зарплату или ремонт. Очень удобно. Другое преимущество в том, что автономные учреждения не работают по схеме муниципального заказа. Многим руководителям бюджетных учреждений известна проблема, когда громоздкая процедура затягивает сроки приобретения оборудования. В нашем случае комиссия по закупу рассматривает заявки прямо на месте. Закон также позволяет автономным учреждениям брать кредиты. Иногда это просто необходимо.
- А каким должно быть соотношение коммерческих услуг и муниципального заказа для успешной деятельности?
- Оптимальный вариант, когда муниципальный заказ покрывает основные расходы лечебного учреждения, а платные услуги дают дополнительные возможности.
- Наверное, появилась возможность материально поощрять врачей?
- Хотелось бы, конечно, большую часть внебюджетных средств направлять на зарплаты. Но поскольку основные фонды не молоды, вкладываем деньги в них. Наша консультация по своим характеристикам, площадям отвечает требованиям последнего приказа Министерства здравоохранения. И это достижение. В нее вложено 12 миллионов рублей по программе модернизации и еще четыре - из внебюджетных средств. Другая важная статья расходов - приобретение оборудования. У нас есть эндоскопическое отделение, и оборудование для него покупали с нуля. Эндоскопия не лежит в плоскости родовспоможения, для роддома это дополнительная коммерческая услуга. Есть у нас и маммографический кабинет - у единственного роддома в городе: проводим ультразвуковую диагностику молочных желез. В лаборатории, которая занимает весь второй этаж, делаем все виды анализов, в том числе детских, некоторые из них никто больше не делает. Пункты забора крови работают в разных районах города, а сама лаборатория находится на площади Горького, 4А. Врачи, конечно, тоже не обделены: средняя заработная плата составляет 40 тысяч рублей. Оказание коммерческих услуг оплачиваем всем, кто задействован, - от санитарки до врача.
- То есть родовспоможение - далеко не единственное, чем занимается сегодня роддом?
- Вообще в нашей структуре - четыре филиала женской консультации и стационар, расположенный на улице Пушкина, 25. Стационар рассчитан на 120 коек, филиалы обслуживают около 70 тысяч человек. К нам относится и межрайонное отделение перинатальной диагностики - единственное в городе, вошедшее в федеральную программу модернизации. В нем, кстати, стоит аппарат экспертного класса с биохимическим анализатором. Отделение обслуживает восемь районов, прилегающих к нам в юго-западной части области. Занимаемся в том числе скринингом врожденных пороков плода. Берем кровь женщины на анализ, одновременно смотрим на УЗИ за установочными параметрами и делаем заключение в прогнозе: порочен плод или нет. Причем делаем это на ранних сроках: от десяти до двенадцати недель беременности. Данная услуга финансируется из фонда обязательного медицинского страхования и, соответственно, оказывается бесплатно.
- Знаю, что вам удалось решить давнюю проблему с предоставлением молодым специалистам служебного жилья. Специалисты городских больниц и поликлиник годами ждут своей очереди - и неизвестно, дождутся ли. В конце концов, каждый главврач ищет варианты решения вопроса в диалоге с главой города. Вы нашли?
- Да, жилье - самый привлекательный момент для выпускников медицинских вузов, ищущих работу. Посчитав свой бюджет, попросили Евгения Тефтелева выделить помещение, в котором могли бы сами оборудовать квартиры для приглашенных врачей. Причем нам важно набирать тех, кто не просто нужен, а еще и обучаем. Готовы обучать за свой счет, чтобы в соответствии с договором врач пять лет потом отработал. Так мы закроем нужные специальности. Глава пошел навстречу, и нам предоставили первый этаж жилого дома на улице Чайковского, 62. Сделали там ремонт и получили шесть квартир: четыре однокомнатные и две двухкомнатные. Пригласим шесть врачей, в том числе анестезиолога, реаниматолога, неонатолога, и закроем потребность в узких специалистах. Очень продуктивный путь для автономного учреждения: заработали - и потратили на свои нужды.
- В целом как оцениваете нынешнее состояние родовспоможения в городе?
- Хорошо. Такого заинтересованного подхода государства, как сейчас, никогда не было. Я начинал работать в восьмидесятых годах - 32 года назад. Тогда роддом еще на Щитовых был, старенькое здание на сто человек. Сейчас мы принимаем около 2,5 тысячи женщин в год, а тогда - больше трех тысяч. Конечно, настоящий прорыв в области родовспоможения произошел с появлением родовых сертификатов. Женщине дали право голосовать, выбирая консультацию и родильный дом. Сертификаты приносят неплохие деньги: в прошлом году мы заработали почти 25 миллионов рублей только на них. Деньги пошли на зарплаты, медикаменты, оборудование, питание. Появилось оборудование для вентилирования легких детей весом от пятисот граммов, что позволило нам добиться выживаемости малышей весом до килограмма в 60 процентах случаев. Раньше таких детей не выхаживали. В целом родовые сертификаты - гарантированное финансирование, которого не имеет ни одно медицинское учреждение другого профиля, только не ленись - работай.
Еще один прорыв дала госпрограмма модернизации: колоссальные деньги вложены в реконструкцию и закупку оборудования. И, что важно, - в технологии, которые на Западе давно применялись, а мы о них только читали. Теперь и нам доступен на раннем сроке биохимический скрининг плодов с врожденным пороком - тонкий и интересный метод исследования. Ультразвуковой аппарат стал другим: можно смотреть плод в реальном времени, объемно, видеть кровоток. Благодаря технологиям, стали заниматься планированием беременности и предгравидарной подготовкой. Разумный и плановый подход к беременности изменил структуру детской смертности, уменьшил количество врожденных пороков. Создание перинатальных центров - учреждений, позволяющих оказывать специализированную, высокотехнологичную помощь беременным и детям, тоже способствовало снижению детской смертности. Так и должно быть, ведь роддом - место положительных эмоций, жизнеутверждения. И, кстати, на эмоциональном подъеме женщины при родах способны творить чудеса.